Краткий анализ выполнения экзаменационной работы по математике в 7-х классах в 2015 году

С целью дальнейшего формирования региональной системы оценки качества образования, систематизации и обобщения знаний обучающихся, а также в целях подготовки к государственной итоговой аттестации в Оренбургской области в пятый раз прошли региональные экзамены.
В экзамене по математике участвовали 19052 обучающихся 7-х классов, что составило 98% от общего количества семиклассников.
Показатель качества знаний составил 59,2%. 0,7% обучающихся продемонстрировали неудовлетворительные результаты выполнения регионального экзамена и получили отметку «2».
В ходе анализа было проведено сравнение результатов регионального экзамена по математике за 2013/2014 и 2014/2015 учебные года.
Таблица 1
Результаты регионального экзамена по математике обучающихся 7-х классов Оренбургской области за 2013/2014 и 2014/2015 учебные года
Кол-во обучающихся Процент «2» Процент «4» и «5»
2013/2014 уч. год 18435 1,1 49,0
2014/2015 уч. год 19052 0,65 59,22

Диаграмма 1

Представленные выше данные позволяют отметить положительную динамику результатов за последние два года. Показатель процента двоек снизился на 0,45 %, показатель процента четвёрок и пятёрок повысился на 10,22 %.
В 23 территории области экзамен написали без двоек, успеваемость обучающихся 7-х классов составила 100%. Это муниципалитеты: гг. Бугуруслан, Медногорск, Новотроицк, Орск, Сорочинск, Абдулинский, Адамовский, Акбулакский, Асекеевский, Беляевский, Бугурусланский, Грачёвский, Илекский, Курманаевский, Новоорский, Новосергиевский, Оренбургский, Сакмарский, Светлинский, Ташлинский, Тоцкий, Тюльганский, Шарлыкский, ЗАТО Комаровский.
Контрольные измерительные материалы для проведения регионального экзамена по математике в 7-х классах были направлены на оценку сформированности у школьников базовых математических умений, необходимых для дальнейшего продолжения образования. По структуре, содержанию, уровню сложности заданий экзаменационная работа 7-го класса соответствовала экзаменационным работам государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х классов в форме ОГЭ. Такой подход к составлению работы был направлен на подготовку обучающихся к итоговой аттестации за курс основной школы.
Результаты выполнения заданий первой части (базовый уровень сложности) регионального экзамена по математике обучающимися 7-х классов представлен на следующей диаграмме.
Диаграмма 2

В результате выполнения заданий первой части регионального экзамена по математике наименьшее затруднение вызвали следующие задания:
– № 5; умение преобразовывать выражения, содержащие степень с натуральным показателем (ошибки возникали из-за незнания свойств натуральных степеней с одинаковым основанием); результат выполнения – 86%;
– № 2; умение работать со статистической информацией (ошибки возникали из-за невнимательности при чтении вопроса, из-за неумения извлекать информацию из представленных схем, диаграмм); результат выполнения – 86%;
– № 3; умение решать задачи на проценты, знание свойств пропорции (ошибки возникали из-за неумения составлять пропорцию, неумения различать внутренние и внешние члены пропорции); результат выполнения – 85%;
– № 6; умение решать линейное уравнение (ошибки возникали из-за незнания правил преобразования линейных уравнений, невнимательности при выполнении математических действий); результат выполнения – 81%;
– № 7; умение составлять уравнение по условию задачи (ошибки возникали из-за неумения составлять краткую запись по условию задачи, незнания формулы нахождения скорости); результат выполнения – 74%.

Наибольшие затруднения вызвали задания:
– № 8; умение работать с графиками функции (ошибки возникали из-за незнания обучающимися графического отображения функции, незнания основных свойств функции); результат выполнения: полностью с заданием справились 69% обучающихся, 1 балл набрали 14%, 0,5 балла получили 9% обучающихся;
– № 9; умение решать планиметрические задачи (ошибки возникали из-за незнания свойств углов треугольника); результат выполнения – 66%;
– № 4; умение выполнять преобразования выражений с применением формул сокращённого умножения (ошибки возникали из-за незнания формул сокращённого умножения); результат выполнения: 63% обучающихся полностью справились с заданием, допустили ошибку 24% обучающихся;
– № 1; умение выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями (ошибки возникали из-за невнимательности при выполнении математических действий, недостаточно отработанных вычислительных навыков); результат выполнения: 61% обучающихся получили максимальный балл за выполнение задания (1 балл), 23% обучающихся допустили ошибку и получили 0,5 балла.
Средний показатель выполнения заданий первой части составил 74%. Обучающиеся показали высокий уровень владения базовыми математическими знаниями.
Рассмотрим результат выполнения заданий второй части.
Показатель доли выполнения заданий второй части (повышенный уровень сложности) регионального экзамена по математике обучающимися 7-х классов представлен на следующей диаграмме.
Диаграмма 3

В результате выполнения заданий второй части регионального экзамена по математике наибольшие трудности вызвали задания:
– № 12; задание проверяло умение решать планиметрические задачи (ошибки возникали из-за незнания свойств четырёхугольника, теорем и аксиом, либо из-за неумения применять полученные знания на практике, не все обучающиеся знают правила оформления геометрической задачи). Результат выполнения: 1 балл набрали 4% обучающихся, 2 балла набрали 10% обучающихся, максимальное количество баллов набрали 20% обучающихся, 48% обучающихся не приступили к решению задачи.
– № 10; задание проверяло умение решать систему линейных уравнений с двумя неизвестными (ошибки возникали из-за незнания способов решения системы линейных уравнений, из-за невнимательности при выполнении вычислительных действий). Результат выполнения: полностью справились с заданием и получили 2 балла 24% обучающихся, 11% обучающихся получили 1 балл.
Немного лучше обучающиеся справились с заданием № 11 (задание на умение решать задачу с помощью составления линейного уравнения). Результат выполнения задания: 1 балл набрали 10% обучающихся, 33% набрали 2 балла.
Средний показатель выполнения заданий второй части составил 26%.
В ходе анализа показателей регионального экзамена по математике в 7-х классах было проведено сравнение результатов регионального экзамена за последние два учебных года. Результаты регионального экзамена 2015 года качественно и количественно выше результатов 2014 года. Показатель двоек снизился на 0,45%, показатель четвёрок и пятёрок повысился на 10,22%. Положительная динамика результатов регионального экзамена 2014/2015 учебного года по математике в 7-х классах позволяет сделать вывод, что преподаватели учитывают типичные ошибки обучающихся прошлых лет и ведут целенаправленную работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся. Тем не менее традиционно сложными для обучающихся являются задания на решение геометрических задач - 30% обучающихся не приступают к их выполнению.
В целом полученные результаты регионального экзамена свидетельствуют о хорошей подготовке обучающихся к выполнению заданий базового уровня сложности. Средний показатель выполнения заданий первой части составил 74%. Задания повышенного уровня сложности вызывают больше затруднений. Средний показатель выполнения заданий 2 части составил 26%.
При подготовке к региональному экзамену учителям математики необходимо:
 особое внимание уделить формированию системы геометрических знаний и прочному усвоению геометрических понятий;
 проводить целенаправленную работу по формированию вычислительных навыков;
 обратить особое внимание на ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся, отнесённых учителями математики к группе «риска», проводить работу по индивидуальным образовательным маршрутам, добиваться снижения до минимума количества данной категории учеников;
 проанализировать результаты экзаменационной работы на заседании методических объединений учителей математики, скорректировать учебно-методическую работу с учётом полученных результатов.